Шотландский национализм

Во многих странах вопросы национализма и религии переплетены теснейшим образом. В данной статье мы обратим внимание на Великобританию. Обычно британскому парламенту достаточно головной боли в связи с процессами, происходящими в Северной Ирландии, но не стоит забывать, что существует и шотландский национализм, который выдвигает идеи образования собственного государства. Сравнительно недавно в Шотландии широкую известность приобрело шотландское движение за независимость от Великобритании. Шотландская национальная партия (ШНП), действующая с середины 30-х годов прошлого века, прямо заявила о своих намерениях бороться за независимость. Конечно, в Шотландии все очень мирно и демократично, по крайней мере, до сегодняшнего дня, но сама тенденция настораживает англичан.
Немного истории

В 6 веке до н.э. пикты — докельтские племена, населявшие Шотландию, были вытеснены скоттами и англами. Видимо, в конце 5 — начале 6 вв. уже н.э. сюда из Ирландии стали переселяться племена скоттов, от имени которых происходит сегодняшнее название Шотландия. Св. Ниниан начал свою миссионерскую деятельность на юге-западе острова ок. 400 г., однако христианизацию Шотландии обычно датируют прибытием св. Колумбы в 563. Обращение происходило во время переселения скоттов из северной Ирландии, где христианство доминировало с начала 5 в., на Гебриды и в западную часть Шотландии. Со временем ирландская форма христианства со своими особыми обрядами и организацией вступила в прямой конфликт с римским христианством, которое распространялось на север от Кента. На синоде в Уитби (663 или 664) король Нортумбрии, выслушав сторонников соперничавших обрядов, принял решение в пользу Рима, и его вердикт был позднее принят на всей территории к северу от Чевиот-Хилс. Замена ирландских обрядов римскими оказало глубокое влияние на историю Шотландии. Обращенная в христианство ирландскими монахами, страна долгое время подвергалась скандинавским нашествиям. 12 столетие положило начало борьбе Шотландии с английскими захватчиками. В 1320 в письме папе шотландцы заявили; «до тех пор, пока останется в живых хотя бы сто шотландцев, мы не подчинимся английскому королю». В 1329 папа наконец признал суверенитет шотландского королевства. В 1603 году была образована уния между шотландским и английским королевствами. Ослабленная религиозными конфликтами и внутренней анархией, Шотландия была окончательно интегрирована в Королевство Англия по Акту об Унии (1707 год). Ещё в 19 веке в британском кабинете была учреждена должность госсекретаря по Шотландии, который руководит четырьмя департаментами: сельского хозяйства и рыбной ловли, образования, здравоохранения и внутренних дел.
Церковь

По данным социологических опросов в 1970-х годах более 45% жителей Шотландии признавали свою принадлежность к пресвитерианскому вероисповеданию. В начале-середине 1980-х годов пресвитерианская церковь Шотландии объединяла 1765 приходских общин и 887 тысяч верующих. И сегодня примерно 37% взрослого населения Шотландии сохраняет свою приверженность национальной церкви.

Значительное влияние на современную доктрину этой церкви оказывают устойчивые историко-культурные традиции региона. Они восходят к эпохе Реформации, когда Шотландия была независимым феодальным государством и даже глубже, в период разложения первобытнообщинного строя, когда оформилась клановая система. Своеобразие реформационного процесса в стране состояло в том, что в широком протестантском движении наряду с епископальным направлением развилось течение пуританизма в форме пресвитерианства, которое во второй половине 16 века стало определяющим. Складывание основ пресвитерианской церкви происходило в условиях острой борьбы за сохранение политической независимости страны, против посягательств на её территорию римско-католической Франции и протестантской Англии, зачастую выступавших совместно. В 1560 году впервые была созвана Генеральная ассамблея реформированной церкви, которая руководствовалась «Книгой дисциплины» видного деятеля кальвинизма в Шотландии — Дж. Нокса. Решительным сторонником воплощения в жизнь пресвитерианского организационного устройства церкви выступал шотландский теолог и философ Э.Мелвилл. Во второй пресвитерианской «Книге дисциплины» он отстаивал принципы выборности и равенства священнослужителей, доказывал необходимость сохранения независимости церкви от государственной власти в духовной сфере. В 1592 году парламент Шотландии официально одобрил пресвитерианское устройство церкви — иерархию церковных институтов — «судов» (Сессия общин — Пресвитерия — Синод — Генеральная ассамблея) и институт пресвитерства. Однако корона к началу 17 века добилась власти над реформированной церковью и признания власти епископа над пресвитериями и синодами. Это положение было закреплено англо-шотландской унией корон 1603 года, которая оформилась в результате религиозно-политического сближения двух государств. Король Шотландии из династии Стюартов, унаследовав английскую корону, стал одновременно монархом Англии. В первой трети 17 века в шотландском государстве проявилось общественное недовольство последствиями личной унии и абсолютистской политикой короля. Курс — правление «с помощью пера», — проводившийся монархом «Великой Британии» по отношению к Шотландии, привел к возрастанию зависимости последней от Англии во внешнеполитических вопросах и игнорированию её торгово-экономических интересов. Настойчивые попытки королевской власти добиться унификации доктрины и литургии шотландской церкви с англиканством в условиях кризиса абсолютизма привели к восстанию в Шотландии, которое переросло в революцию 1637—1651 гг.

Дворянская оппозиция неограниченной власти короля приняла форму религиозной борьбы за Ковенант и восстановление «истинной веры» — пресвитерианства. С началом английской революции шотландские ковенантеры вступили в союз с Долгим парламентом. В 1643—1644 гг. между ними была заключена «Торжественная лига и Ковенант» для совместной борьбы за «свободы» обоих парламентов, против папизма и ересей. Тогда же стороны приняли «Вестминстерское исповедание веры», содержавшее принципы создания единообразной пресвитерианской церкви. Для шотландцев установление религиозной общности представлялось своеобразной гарантией сохранения независимости стран, залогом её равноправного положения в «унии корон». В это же время, а именно в апреле 1654 года ордонанс О.Кромвеля официально закрепил объединение Шотландии с Англией.

В 1660—1688 гг. восстановление монархии на Британских островах сопровождалось попытками реформирования шотландской церкви по англиканскому образцу и преследованием пресвитериан. В 1690 году были подтверждены все права и привилегии, предоставленные ей «Золотым законом» 1592 года. Высшим церковным органом провозглашалась Генеральная ассамблея, но главой пресвитерианской церкви стал британский монарх. Установление 1690 года означало победу умеренного эрастианского пресвитерианства в Шотландии.

Угроза ликвидации англо-шотландского союза и расторжение унии на рубеже 17–18 вв. в конечном итоге привела к заключению в 1707 году новой, более тесной унии между двумя государствами, «унии парламентов», закреплявшей существование двух государственных церквей — англиканской и пресвитерианской. Принятый британским парламентом «Акт о безопасности Церкви Шотландии» подтвердил её пресвитерианское устройство.

В 1843 году в шотландской церкви произошел «великий раскол». Треть священниковевангелистов покинула Генеральную ассамблею и провозгласила образование Свободной церкви Шотландии. В ней состояло до 500 тыс. прихожан. В 1847 году сформировалась самостоятельная Объединенная пресвитерианская церковь. В ней состояло до 200 тыс. прихожан. Пробританская же Церковь Шотландии насчитывала 760 тыс. прихожан на 1851 год.
Культурное возрождение и церковь в 19–20 веках.

В это же время развернулось движение за «гэльское культурное возрождение». Творческая интеллигенция добивалась восстановления в правах гэльского языка, сохранения культурных национальных традиций, введение в школах и университетах региона преподавания шотландской истории. В это движение включились прихожане «свободных церквей». В 1853 году была создана Национальная ассоциация защиты прав шотландцев, выступавшая с лозунгом гомруля (самоуправления). Один из её лидеров, видный деятель Свободной церкви Дж. Бегг, заявлял о необходимости превратить Шотландию из «покоренной провинции Англии» в «независимое королевство, объединенное с Англией на равных условиях». В 1885—1886 гг. возникла буржуазная Ассоциация борьбы за гомруль, среди руководителей которой встречались деятели «гэльского возрождения», Национальной ассоциации защиты прав шотландцев, Земельной Лиги и «свободных церквей». Церковь Шотландии в это время продолжала отстаивать незыблемость принципов имперского юнианизма. В 1900 году Свободная церковь Шотландии и Объединенная пресвитерианская церковь слились в Объединенную свободную церковь. Также появились радикальная Свободная пресвитерианская церковь горной Шотландии и отколовшаяся группа, сохранившая старое название Свободная церковь.

Однако, несмотря на все расколы, в обществе зрело понимание, что Шотландии необходима одна церковь. «Один Бог — одна церковь». Вплоть до 1929 года шла работа в этом направлении. В 1929 году был подписан Акт об унии. Была образована «национальная» Церковь Шотландии. После Второй Мировой Войны монарх перестал официально называться главой национальной пресвитерианской церкви и остался лишь её номинальным членом.
Современное положение дел

После войны церковь демонстративно заявила о поддержке национального движения — Шотландского национального конвенанта — за создание автономной ассамблеи. Успехи ШНП на выборах всех уровней во второй половине 1960-х — начале 1970-х вынудили руководство всех партий и церквей вернуться к вопросу о шотландском самоуправлении. В 1968 году был создан Комитет «Церкви и нации», который пришел к мнению, что шотландскую проблему можно разрешить при условии «признания шотландской нации». Опрос молодежи в 1976 году показал, что 52% заявили о поддержке ШНП. 48% сторонников ШНП принадлежали к Церкви Шотландии. Продолжающийся поток иммигрантов-католиков и новое обострение ольстерского кризиса в 1970-80-е годы способствовал сохранению напряженности в Шотландии. Оранжистское движение Шотландии (Шотландский протестантский союз и Великая Оранжистская ложа) устраивали марши и демонстрации в городах с католическим населением (Глазго, Пейсли) и провоцировали столкновения с католиками на футбольных матчах.

В настоящее время борьбу за независимость возглавляет Шотландская национальная партия (ШНП), созданная в 1928 году. В последнее десятилетие влияние этой партии возросло, в ходе выборов 1987 года ШНП получило 30% избирателей. В1991 году 41% шотландцев высказывался за автономию и 21% за полную независимость. Лидеры ШНП выдвинули идею независимой Шотландии в рамках единой Европы, согласно которой Шотландия получит статус отдельного полноправного члена ЕС. «Я предвижу гармоничные и самостоятельные отношения между двумя нашими странами как членами ЕС», — говорит Винни Эвинг, президент ШНП. — Англия потеряет квартиранта и приобретет равноправного партнера». Лидеры ШНП декламируют «Поднимайтесь и снова станьте защитниками нации» — строчку из неофициального национального гимна «Цветок Шотландии». Во время взрыва оптимизма, ШНП объявила о своих планах открыть посольства Шотландии по всему миру. Аналогичного статуса добиваются фламандские националисты в Бельгии и паданские сепаратисты Севера Италии.

Решающую роль в победе идеи автономии на референдуме 1997 года сыграли возрастающие требования повысить процент прибыли Шотландии от добычи нефти на прибрежных шельфах. Единственная вещь, которая влияет на разговоры о независимости, — это экономика. ШНП опубликовала цифры, которые говорят, что девять из 10 шотландцев будут платить меньший подоходный налог, если страна добьется независимости. И, кроме того, существуют источники дохода, связанные с нефтью. Резервы Северного моря позволяют добывать 2 миллиона бочек (баррелей) сырой нефти каждый день, что приблизительно равняется 36 миллионам долларов. Большинство из этих денег идет в национальную казну, которая, в свою очередь, распределяет их по различным районам Великобритании, в соответствии с национальным бюджетом. Даже несмотря на то, что Шотландия получает большие суммы на покрытие расходов по безработице и на социальные услуги, многие шотландцы считают, что они бы получали больше, если бы контролировали нефтяные деньги.

Помимо официальных признанных партий за независимость Шотландии также борются маргинальные организации. Группа «Шотландское сопротивление» ратует за отмену монархии и введение республиканского строя, подвергая критике ШНП за их пристрастие к ирландским методам борьбы. Активно ведут себя и левые борцы за независимость: «Шотландская Социалистическая Партия» и «Шотландская Партия Зеленых». Существует и более радикальные группы, такие как «Шотландская Сепаратистская Группировка», являющаяся политическим крылом «Шотландской НациональноОсвободительной Армии». Эти организации помимо независимости желают сделать галльский язык государственным. ШСГ была сформирована в октябре 1995 года. По некоторым данным существует и «Шотландская Республиканская Армия, которая, впрочем, ни чем себя не зарекомендовала. Так или иначе, идея независимой Шотландии медленно, но верно крепнет. В 1999 году лидер ШНП Алекс Сэлмонд заявил: «Независимость нашей страны — лишь вопрос времени».

Из архива